30.12.2019
План работы с одаренными и мотивированными детьми
ЦЕЛЬ:
Комплексное
развитие и поддержка одаренных и высокоинтеллектуальных детей и обеспечение их личностной
самореализации.
ЗАДАЧИ:
1. Создание системы
выявления, поддержки и развития одаренных и мотивированных детей.
2.
Построение
целостной системы работы с одаренными детьми в рамках школы.
3. Отбор среди различных систем обучения тех методов
и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления,
инициативности и творчества;
4. Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
5. Объединение усилий педагогов для работы с детьми,
склонными к учебно-исследовательской и творческой работе.
6. Создание условий для участия способных и одарённых
школьников в районных, республиканских, Всероссийских олимпиадах, научных
конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Основные
направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных и
высокоинтеллектуальных детей
1.
Создать систему выявления
одаренных детей:
§ психолого-педагогическое исследование;
§ системное наблюдение за детьми из класса в
класс;
§ диагностика
сформированности и развития УУД
2.
Организация учебного
процесса:
§ включение детей в исследовательскую
деятельность, самостоятельный поиск истины;
§ обучение самооценке, самоанализу,
самоконтролю;
§ развитие творческих способностей путем
самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
§ работа с дополнительной литературой;
§ обдумывание и размышление, высказывание своего
мнения, нестандартные задания.
3.
Развитие творческих
способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеурочной работой по предмету:
§
организация
исследовательской работы учащихся:
§ опережающее задание творческого плана;
§ предметные марафоны.
§ участие детей в олимпиадах, конференциях,
конкурсах;
§ обеспечение базового дополнительного
образования:
§ организация специальных занятий;
§ работа кружков по предметам.
§ проведение научно-практических конференций в
школе.
§ выставки творческих работ одаренных детей;
§ аукционы лучших, оригинальных идей и решений.
4.
Общеразвивающие
мероприятия
§ традиционные мероприятия школы
§ предметные недели
§ интеллектуальные марафоны, конкурсы
Принципы
педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных
возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации
обучения;
· принцип создания условий для совместной работы
учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися дополнительных
образовательных услуг, помощи, наставничества
. пробовать свои
силы в работе может каждый желающий ученик.
Требования,
которые необходимо предъявлять к учителю, работающему с одаренными и
высокоинтеллектуальными учащимися.
Учитель
должен быть:
1.
способным
к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
2.
профессионально
грамотным;
3.
интеллигентным,
нравственным и эрудированным;
4.
владеть
передовыми педагогическими технологиями;
5.
психологом,
воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.
При
работе с одаренными детьми необходимо уметь:
1.
обогащать
учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
2.
стимулировать
познавательные способности учащихся;
3.
работать
дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать
учащихся;
4.
принимать
взвешенные психолого-педагогические решения;
5.
анализировать
свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
6.
отбирать
и готовить материалы для коллективных творческих дел.
План
работы:
№ |
Вид деятельности |
Сроки |
1 |
Выявление мотивации учащихся. |
сентябрь |
2 |
Выявление интересов учащихся. |
сентябрь |
3 |
Подготовка
материалов, методических рекомендаций по организации работы с одарёнными
детьми |
Сентябрь
и в течение года корректировка |
4 |
Подбор
заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей. |
В
течение года |
5 |
Организация
и проведение занятий с одарёнными детьми во внеурочной деятельности |
В
течение года |
6 |
Выбор
диагностического инструментария для успешной реализации программы |
Сентябрь
- октябрь |
7 |
Подготовка к олимпиадам, конкурсам, викторинам во
внеурочной деятельности |
По
необходимости |
8 |
Корректировка
и усовершенствование программ для работы с одарёнными детьми |
Январь,
май |
9 |
Мониторинг
результативности занятий с одарёнными детьми |
май |
10 |
Проведение
интеллектуальных игр, конкурсов, марафонов. |
В
течение года |
11 |
Создание
условий для участия детей в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях,
проектной деятельности |
Постоянно
|
12 |
Организация
разноуровневого обучения |
В
течение года |
13 |
Обучение
в сотрудничестве |
В
течение года |
14 |
Организация
выставок творческих работ учащихся |
1
раз в четверть |
Ожидаемые
результаты
1.Главным результатом
реализации программы должно стать создание условий для развития талантливых и
высокомотивированных детей в рамках образовательного учреждения на основе:
— повышения педагогической эффективности
образовательной системы школы в вопросах качественной подготовки
высокоинтеллектуальной личности;
— выбора оптимальных форм, методов, средств и
приемов педагогического воздействия;
— достижения качественно нового уровня
индивидуализации образования учащихся;
— расширения возможностей для исследовательской
работы учащихся.
2.Удовлетворенность
детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
3.Повышение уровня
индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них
есть способности.
4.Адаптация детей к
социуму в настоящем времени и в будущем.
5.Повышение уровня
владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа
таких детей.